15 марта 2022 года на ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» опубликован совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 24 февраля 2022 года № 15 и Министра юстиции Республики Казахстан от 24 февраля 2022 года № 152 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов», который вводится в действие с 26 марта 2022 года.
Аннотация к документу: Совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 24 февраля 2022 года № 15 и Министра юстиции Республики Казахстан от 24 февраля 2022 года № 152 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов» (не введен в действие)
В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утверждены Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов.
Внутренний контроль осуществляется в целях:
1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ;
2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ;
3) минимизации рисков легализации ОД/ФТ.
В рамках организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ Субъектами обеспечивается:
1) разработка правил внутреннего контроля самостоятельно в соответствии с настоящими Требованиями, включающими проведение службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита, оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
2) наличие выделенного канала связи.
Субъекты являются ответственными лицами по организации и соблюдению правил внутреннего контроля (далее – ПВК).
ПВК являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ.
ПВК включают в себя программы, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ, которые разрабатываются Субъектами самостоятельно в соответствии с настоящими Требованиями и являются внутренним документом Субъектов либо совокупностью таких документов.
При внесении изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента их принятия, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.
Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает процедуры:
1) применения автоматизированных информационных систем и программных обеспечений, используемых Субъектом для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
2) отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом;
3) признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ, в качестве подозрительной;
4) предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом уполномоченному органу, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган.
Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном Субъектами.
5) подготовки и представления уполномоченным органам и должностным лицам организации управленческой отчетности по результатам оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита;
6) идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер надлежащей проверки клиента, юридического лица-нерезидента, иной иностранной структуры без образования юридического лица;
7) признания Субъектами сложной, необычно крупной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
8) оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ;
9) разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков оценки рисков легализации ОД/ФТ;
10) классификации своих клиентов с учетом степени риска, оценки рисков легализации ОД/ФТ;
11) хранения всех документов и сведений, в том числе по разовым операциям, а так же, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом или после даты разовой сделки, с учетом возможности их использования в качестве доказательства в суде, чтобы они могли быть своевременно доступны уполномоченному органу, а также иным государственным органам в соответствии с их компетенцией.
Допускается включение Субъектами в программу дополнительных мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Функций Субъектов в соответствии с программой организации внутреннего контроля включают:
1) разработку, внесение изменений и (или) дополнений в ПВК;
2) организацию и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;
4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ;
5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган;
6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции;
7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
8) документальное фиксирование принятых решений в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;
9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля;
11) обеспечение мер по хранению всех документов и сведений;
12) обеспечение конфиденциальности сведении, полученной при осуществлении своих функций.
Субъекты в соответствии с возложенными функциями:
1) предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;
2) предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ.
Допускается включение Субъектами дополнительных функций и полномочий.
Субъекты и их работники не извещают клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях.
Функции Субъектов, предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований, не совмещаются с функциями службы внутреннего аудита либо иного органа, уполномоченного на проведение внутреннего аудита.
Совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.